02.04.2012 в 10:42
Пишет Иуда _Искариот:Системный Гарри Поттер, часть 2. Тот, чье имя нельзя называть.
UPD: отредактированная версия статьи
Вы, наверное, уже догадались по названию, что речь сегодня пойдет о Волан-де-Морте (Томе Реддле) - величайшем и ужаснейшем волшебнике, борьба с которым и составляет основу всей книги о Гарри Поттере.
Предыстория
Мать Волан-де-Морта - волшебница - влюбилась в красивого магла (не волшебника) по имени Том Реддл, приворожила его, в результате чего и был зачат ребенок. Со временем, когда самой колдунье надоело держать возлюбленного "на привязи", приворот сошел, и магл бросил беременную женщину одну. Та дошла до приюта, родила мальчика и умерла, попросив назвать рожденного в честь отца - Том - и в честь деда - Марволо, а фамилию оставить Реддл. Так на свет появился мальчик, зачатый без любви и принесший своим рождением смерть матери. Тот, кому суждено всю жизнь прожить, так и не познав любви, и принести в сердца других людей много ужаса и боли.

читать дальше
Детство Тома Реддла
С самого рождения Том был очень странным мальчиком.
Миссис Коул как бы по рассеянности плеснула себе еще одну солидную дозу. На скулах у нее появились два ярко-розовых пятнышка. Она сказала:
— Мальчик-то со странностями.
— Да, — сказал Дамблдор, — я так и думал.
— И грудным младенцем тоже был странный. Знаете, почти никогда не плакал. А как подрос, стал… совсем чудным.
(Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Уже с первых слов заведующей приюта мы видим, что у Тома ярко выражен звуковой вектор: даже в детстве он не плакал, был тихим, казался "чудным". Смотрим дальше:
— Он пугает других детей.
— Вы хотите сказать: он обижает их? Запугивает?
— Да, наверное, — чуть нахмурилась миссис Коул, — но его очень трудно поймать за руку. Были разные случаи… Очень нехорошие…
Она снова посмотрела на Дамблдора, и, хотя щеки ее пылали, взгляд был прямой и ясный.
— Я думаю, о нем здесь немногие будут скучать. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Теперь мы представляем себе мальчика лучше: Том в свои 11 лет уже вселяет ужас в сердца своих сверстников. Он не терпит, когда с ним спорят, мстительный и мнительный, творит зло в ответ на возможные обиды со стороны других детей:
- по странным обстоятельствам у одной девочки, с которой Том поссорился на кануне, умирает кролик: его находят повешенным на высоком дереве,
- двух других детей, когда весь детский дом выезжает на природу, мальчик заманивает в пещеру и доводит до безумия. Остается только догадываться, какой ужас показал им Том.
Ни один поступок странного мальчика воспитатели не могут доказать: он всегда делает невинный вид паиньки, все отрицает и попробуй-ка придерись или докажи. Из всего выше сказанного напрашивается вывод, что у мальчика был обонятельный вектор. Именно люди с обонятельным вектором, с одной стороны, внушают страх всем окружающим (особенно людям со зрительным вектором), а с другой стороны - "скользкие, как змеи": люди-стратеги, которые все делают "исподтишка", все делают для себя, подставляя остальных. Их никогда не поймаешь за руку: они чувствуют за версту своим нулевым нервом любую опасность. И вот ты к ним приближаешься, пытаясь обличить в дурном поступке, а их как ветром сдуло: уже сидят как ни в чем не бывало на своем месте. "О нем здесь немногие будут скучать", - сразу понятно, что мальчика никто не любит, его боятся не только дети, но и взрослые, поэтому миссис Коул с радостью и облегчением отдает мальчика на опеку волшебнику.
Давайте проследим, как проявляются основные черты Тома при первой встрече с Дамблдором.
Когда Дамблодр, будучи учителем, впервые посещает приют, где жил мальчик, Том относится к нему с подозрением (как и положено обонятельнику), принимает его за врача из сумасшедшего дома, не верит ему, пытается "посмотреть насквозь", командует. Однако, когда он понимает, что Дамблодор - волшебник, его поведение координально меняется:
Неправда ли жуткое мировосприятие для 11-летнего мальчика? Ему нравится делать больно людям, которые его разозлили, ему нравится страх, ему нравится его дар. Именно благодаря навыку управления животными он заставил кролика девочки взобраться так высоко и спрыгнуть в петлю. Очевидно, свои эксперименты он проводил над всеми детьми в приюте, т.к. ненавидел всех. Обонятельный вектор - это, прежде всего, глубокая непризянь к окружающим. А в сочетании с эгоистичным звуковым вектором, эта неприязнь множится в миллионы раз. Он не просто ненавидит всех, он уже чувствует себя выше всех остальных.

Уже тогда, при первой встрече с Дамблдором, Том Реддл понял, что не может командовать этим человеком. Он попытался было говорить с ним так, как привык с остальными, но был жестоко поставлен на место:
— Докажите! — потребовал Реддл тем же властным тоном, каким только что приказал: «Говорите правду!»
Дамблдор поднял брови.
— Если, как я полагаю, ты согласен поступить в Хогвартс…
— Конечно, согласен!
— …то ты должен, обращаясь ко мне, называть меня «профессор» или «сэр».
На самое короткое мгновение лицо Реддла сделалось жестким, но он тут же сказал вежливым до неузнаваемости голосом:
— Простите, сэр. Я хотел сказать — пожалуйста, профессор, не могли бы вы показать мне…
(Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Том не умеет слушать, постоянно перебивает других, он слышит только себя (очередная эгоистичная звуковая черта), уважает только себя, но при первой опасности с легкостью меняет свое поведение, подстраиваясь под "полезного человека". Такое резко меняющееся поведение характерно именно для великого стратега - обладателя обонятельного вектора. Более того, в сочетании с кожей этот вектор усиливает свой эффект в сторону "гибкости" поведения и психики. Том не считает ничего плохо в тактике "подстраивания под полезных людей": эта черта ему еще не раз пригодится в последующей жизни.
Еще одна странная особенность мальчика:
В детстве Том Реддл любил собирать своего рода охотничьи трофеи. Ты видел коробку, которую он прятал у себя в комнате. В ней он хранил мелкие вещицы — если угодно, сувениры — на память о жертвах особо неприятных проявлений своей магии. Запомни эту особенность, несколько напоминающую сорочьи повадки, — она будет очень важна для нас в дальнейшем… (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Когда Том Реддл, будучи мальчиком, совершал очередной "эксперимент" над тем или иным человеком, он отбирал у того вещь-трофей. Не крал, а именно отбирал, грабил. "Крадут у сильного, слабого грабят". Том был сильнее всех остальных, т.к. имел дар волшебника, поэтому он именно грабил детей и собирал трофеи в коллекцию. Эта странная клептоманская привычка связана, прежде всего, с наличием неразвитого кожного вектора. Многие дети с кожным вектором занимаются воровством, и если правильно работать с такими детьми, развивать их кожный вектор, то они избавляются от этой привычки. Здесь мы видим такую же привычку, но она останется с Томом на протяжении всей его жизни, только перейдет в более страшные формы.
Уже тогда, в одиннадцатилетнем возрасте, у юного волшебника появляются первые замыслы его гениальной идеи, и уже тогда мы сталкиваемся с главным страхом Волан-де-Морта - страхом смерти:
— Моя мать никак не могла быть волшебницей, иначе она бы не умерла, — сказал Реддл, обращаясь скорее к себе самому, чем к Дамблдору. — Значит, это он. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Эта мысль, что можно, будучи волшебником, добиться бессмертия, появилась еще в приюте. Том развивает ее на протяжении всей своей жизни, и она становится одной из ключевых проблем его личности. Позже мы увидим, что он не только боится смерти, но и боится мертвецов, жертв своих страшных убийств: когда в "Кубке Огня" из его палочки внезапно появляются все его жертвы, он не знает, куда деваться от ужаса: "И он появился... сначала его голова, потом тело... из палочки Волан-де-Морта возникла высокая, с растрепанными, как у Гарри, волосами тень Джеймса Поттера. Волан-де-Морт смертельно побледнел от страха перед своими жертвами, которые кружили вокруг него". (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня")
Страх смерти - самый главный страх людей со зрительным вектором, он же и определяет жизнь человека с вектором обонятельным: любой ценой выжить. Был ли у Тома зрительный вектор? Очевидно, что нет. "Он никогда не обладал способностью любить", - позже скажет Дамблдор. Том не мог сострадать и сочувствовать. А, тем не менее, любовь и есть определяющее чувство зрительного вектора. С другой стороны, можно предположить, что зрительный вектор у Волан-де-Морта так и остался неразвитым и застыл на состоянии "страх" и проявлялся лишь как любовь к неодушевленным предметам (тем самым, из которых этот волшебник изготовит крестражи) и вера в пророчества. Можно также предположить, что, узнав историю своей матери, Том делает вывод, что любовь - это, прежде всего, зависимость, делающая людей уязвимыми и слабыми. Выбирая между любовью и желанием быть бессмертным, мальчик выбирает второе и навсегда захлопывает дверь в свое сердце для "чувства дураков", все глубже погружаясь в страх.
Стоит также вспомнить о еще одной особенности Волан-де-морта - умении разговаривать со змеями, каким обладал до этого лишь сам Салазар Слизерин - дальний предок Тома. Способность понимать язык змей, передающаяся по наследству, можно отнести к еще одному проявлению звукового вектора.
Тут мы видим, что у юного мальчика уже проявляется уже фрустрирующий анальный вектор, из-за которого и появляется склонность к тирании.
Годы, проведенные в Хогвартсе.

Итак, невероятно одаренный мальчик, Том Реддл, обладающий зрительным-звуковым-обонятельным векторами сверху, а также кожным и анальным снизу, поступил в Хогвартс. Конечно, с такими данными, его ждал большой успех:
Седьмой курс он завершил с высшими, как ты и мог бы ожидать, оценками по каждому сданному им предмету. Все его однокурсники ломали головы над тем, какой вид деятельности им избрать, выйдя из Хогвартса. Том Реддл был старостой, лучшим учеником, лауреатом Специальной премии за заслуги перед школой, и все ожидали от него чего-то особенно блестящего. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Все учителя были влюблены в мальчика, все однокурсники завидовали его успехам и тянулись к нему, как к личности незаурядной. Он вызывал восхищение, и никто не знал, что...
- Именно он подставил своего "друга" Хагрида, рассказав директору, что именно Хагрид ухаживает за гигантским пауком, который, возможно, и был причиной загадочного убийства девочки в Хогвартсе. Как позже мы выясним, к смерти девочки был причастен именно Том Реддл, открывший в первый раз тайную комнату и приказавший змее напасть на жертву. "Только мое слово было против Хагрида, - смеется Том, и, конечно, ему поверили, да еще и награду вручили, - Кажется, только преподаватель трансфигурации Дамблдор не верил, что Хагрид виновен. Он уговорил Диппета оставить Хагрида в школе, выучить его на лесничего. Да, пожалуй, Дамблдор мог догадаться… Ему я никогда не нравился, как другим учителям…" (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Тайная комната")
- За время своей учебы Том узнает у преподавателя зельеварения, как стать бессмертным: нужно всего лишь расщепить свою душу на осколки. Совершая убийство, волшебник расщепляет душу и заключает часть в предмет, называемый крестражем. Именно тогда у Тома появляется безумная идея: расщепить душу на целых 7 частей и заключить в крестражи: тогда он и достигнет бессмертия!
— Да, сэр, — сказал Реддл. — Я, правда, одного не понимаю… Мне просто любопытно, много ли проку от одного-единственного крестража? Не лучше ли, чтобы обрести побольше силы, разделить душу на несколько частей? Ну, например, разве семь — не самое могучее магическое число и разве семь…
— Клянусь бородой Мерлина, Том! — возопил Слизнорт. — Семь! Неужели мысль об убийстве даже одного человека и без того недостаточно дурна? Да и в любом случае… разделить душу надвое — уже плохо, но разорвать ее на семь кусков!..
Теперь Слизнорт выглядел совсем растревоженным, он смотрел на Реддла так, словно никогда прежде его не видел, и Гарри понимал — Слизнорт сожалеет о том, что вообще ввязался в этот разговор.
— Разумеется, — пробормотал он, — наша беседа всего лишь гипотетична, не правда ли? Чисто научное…
— Да, сэр, конечно, — поспешно ответил Реддл.
(Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
- Еще находясь в школе, Том меняет свое "магловское имя" на прозвище "Лорд Волан-де-Морт" и начинает собирать соратников. Обратите внимание именно на титул, которым называет себя юноша - Лорд - такие прозвища обычно характерны именно для звуковых людей, обладающих эгоизмом и смотрящие на всех прочих свысока. Когда Том узнает настоящую историю своего происхождения (о том, что его отец-магл бросил его мать только из-за того, что она колдунья), в нем начинает расти глубокая обида и неприязнь ко всем неволшебникам. Он, как и полагается обладателям анального вектора, начинает резко противопоставлять в своем представлении понятия "грязная кровь" - "чистая кровь", растет презрение ко всем обладателям "грязной крови": будь то полукровки по происхождению или маглы. "Грязнокровки" - так называет Волан-де-Морт всех, в чьих жилах течет кровь неволшебников, а тех, кто по природе магл, но обладает способностями к магии, он ненавидит особенно. Свое происхождение Том скрывает среди соратников: не всякий знает, что он сам полукровка, да и кому это нужно. Он - Лорд, в чьих жилах течет кровь самого Салазара Слизерина, а наличие отца-магла не должно никого волновать. Позже Волан-де-Морт находит своего родного отца и убивает, навсегда порвав кровную связь с "грязной кровью". Тут мы видим проявление анального вектора: во-первых, разделение на гряязное-чистое, во-вторых, обида длиною в жизнь, в-третьих, месть и тирания.

Превращение из Тома Реддла в Волан-де-Морта
Анальный вектор также определяет и стремления Волан-де-Морта: сразу после окончания школы он просит директора принять его на работу в качестве преподавателя Защиты от Темных искусств, но получает отказ из-за возраста. Чуть позже Дамблдор отговаривает тогдащнего директора допускать Тома Реддла до детей: "...став преподавателем, он получил бы влияние, огромную власть над юными волшебниками и чародеями... Я и на миг не поверил бы, что Волан-де-Морт собирался провести в Хогвартсе весь остаток своих дней, думаю, однако, что он видел в школе еще и вербовочный пункт, место, в котором он сможет приступить к созданию своей армии". (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Получив отказ, Волан-де-Морт идет работать в лавку древних магических вещей. Ему поручают работу, которая подстать набору его векторов: "Волан-де-Морта посылали к людям, которых нужно было уговорить расстаться с тем или иным сокровищем, уступить их владельцам магазина для последующей продажи, и по всем свидетельствам, он вел такие переговоры на редкость хорошо". (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Общаясь с клиентами, Том обнаруживает некоторые драгоценности, которые необходимы именно ему: фамильные ценности основателей школы Хогвартс. Для того, чтобы заполучить их, он идет на убийство:
Неразвитый кожный вектор снова дает о себе знать: Волан-де-морт снова грабит честных волшебников. Чем больше он совершает убийств, тем более он утрачивает свой человеческий облик. Возможно, именно в это время Том начинает реализовывать свою безумную мечту о бессмертии и постепенно делает один за другим крестражи.
Постепенно все человеческое, все то, что было от Тома, в нем умирает:

Добавлю, что чем больше Волан-де-Морт совершал убийств, расщепляя свою душу на части, тем больше он убивал в себе зрительный вектор, суть которого - "антиубийство": он еще сильнее утрачивал способность любить и еще сильнее впадал в состояние "страх". Теперь Том получает удовольствие от страха: неудивительно, что его питомец - это огромная змея Нагайна, а себе в соратники он выбирает дементоров, существ, питающихся положительными эмоциями и заставляющих человека испытывать страх, и великанов, одних из самых уродливых и страшных и беспощадных созданий на Земле. Рядом с дементорами Волан-де-Морт чувствует себя в своей тарелке: после расщепления души у него нет положительных эмоций, только страх и ненависть.
Неразвитый зрительный вектор еще и заставляет Волан-де-Морта поверить в пророчество и своими собственными руками создать того, кто в итоге стал причиной его смерти.
Все прислужники Лорда - кучка таких же, как и он, людей, пребывающих в состояниях фрустрации: это и оборотень Фенрир Сивый с педофилическими наклонностями (нападает исключительно на детей) - фрустрированный анальный вектор, и сумасшедшая фанатичка Белатриса - неразвитый зрительный вектор, и многие другие, кто либо испытывает такие же фрустрации, либо просто ужасно боится Волан-де-Морта и, чтобы сохранить свою жизнь в будущем, решает присоединиться сейчас (кожный вектор). Всех этих людей Том Реддл называет своей "семьей", хотя относится к ним, все же, как к подданным.
— Послушать только, как я тут рассказываю историю моей семьи... — тихо заметил он. — Похоже, я становлюсь сентиментальным... Смотри, Гарри! Вот возвращается моя настоящая семья...
Внезапно ночную тишину нарушил шорох развевающихся мантий. Среди могил, под огромным тисом, везде, где была тень, возникали фигуры волшебников. Все они были в масках, на головах у них были капюшоны. Один за другим они двигались к ним... медленно, осторожно, как будто не веря своим глазам. Волан-де-Морт молча стоял посреди кладбища и глядел на них. Наконец один из Пожирателей смерти упал на колени, подполз к Волан-де-Морту и поцеловал подол его черной мантии.
— Хозяин... хозяин... — пробормотал он. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня")

Как бы ни называл Волан-де-Морт всех Пожирателей смерти своей семьей, он их наказывает и убивает нещадно: за проваленные задания или просто в порыве ярости. Обонятельный Волан-де-Морт умеет читать мысли своих подданых: он знает о всех их помыслах и, когда чувствует предательство, измену или сомнение, жестоко расправляется. Конечно, Том строит из себя "милосердного господина" и часто "милует" провинившихся, но он это делает только потому, что все они ему нужны, что без своей армии он не сможет осуществить свою идею по избавлению мира от грязнокровок. Носитель обонятельного вектора, Волан-де-Морт, так обеспокоенный своей жизнью, не может себе позволить переубивать соратников: один он не выживет, да и, став Лордом, он постепенно отвык выполнять все "сам": теперь он в редких случаях делает что-то собственноручно, предпочитая всю грязную работу сваливать на плечи Пожирателей. Всех людей и волшебников Том рассматривает с позиции "полезности": он никогда не позволит тому или иному человеку умереть, пока тот может принести хоть какую-то пользу.
Исходя из все выше сказанного, мне представляется верным исключить наличие уретрального вектора у Тома Реддла: если бы таковой был, то Волан-де-Морта не было, а, точнее, он бы не действовал столь радикальными способами, истребляя волшебников и неволшебников. Уретральный вектор -это, прежде всего, направленность на объединение людей, а не на их истребление, это умение прощать и воздавать по заслугам и недостаткам. Реддл таким не был. Как же он смог объединить вокруг себя столько людей, не имея уретрального вектора?
Во-первых, необязательно быть "вождем" по природе, чтобы повести за собой людей.
Во-вторых, обонятельные способности стратега и тактика Волан-де-Морта позволяли склонить на свою сторону многих.
В-третьих, выдающиеся способности юного Тома не могли не притянуть его сверстников, которые и составили основной косяк Пожирателей смерти.
В-четвертых, Лорд Волан-де-Морт был отличным оратором: его слова заставляли других идти за ним на смерть. Смею предположить наличие орального вектора.
В-пятых, как уже сказано выше, к Волан-де-Морту тянулись лишь "его поля ягодки": такие же, как и он, несчастные, нереализованные волшебники в состоянии фрустраций и страха. Более того, его сумасшедшие звуковые идеи не могли привлечь толпы фанатиков со слабо развитым зрительным вектором.
Итак, перед нами постепенно развернулась история мальчика-волшебника с очень большим потенциалом, но с очень печальной судьбой: зацикленность на страхе смерти не дала жить спокойно Тому Реддлу и стала навязчиво преследовать:
Все его вектора подчинялись обонятельному: "Выжить во что бы то ни стало".
— Мы оба знаем, что есть другие способы погубить человека, Том, — негромко отозвался Дамблдор, продолжая наступать на Волан-де-Морта, словно ничто на свете не могло испугать его, словно никакие вражеские усилия не могли остановить эту спокойную поступь. — Готов сознаться, что я не получил бы удовлетворения, попросту отняв у тебя жизнь...
— Нет ничего хуже смерти, Дамблдор! — прорычал Волан-де-Морт.
— Ты ошибаешься, — возразил Дамблдор, по-прежнему приближаясь к Волан-де-Морту; тон его был так небрежен, будто они собрались поболтать за кружечкой пива. Гарри было страшно смотреть, как он идет на врага, и не думая защищаться, — он хотел крикнуть, предостеречь седовласого волшебника, но безголовый страж оттеснял Гарри к стене, пресекая все его попытки вырваться на свободу. — Что ж, твоя неспособность понять, что в мире есть вещи, которые гораздо хуже смерти, всегда была твоей главной слабостью... (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Орден Феникса")
Том Реддл, всегда с презрением относившийся к мысли Дамблдора, что главная и самая сильная магия -это любовь, так и умирает в состоянии страха, не полюбив ни одного человека. Более того, Волан-де-Морт даже не допускает мысли, что остальные могут любить, и совершает ряд тотальных ошибок, которые и привели его к уничтожению (об этом в следующих частях).

Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
URL записиUPD: отредактированная версия статьи
Вы, наверное, уже догадались по названию, что речь сегодня пойдет о Волан-де-Морте (Томе Реддле) - величайшем и ужаснейшем волшебнике, борьба с которым и составляет основу всей книги о Гарри Поттере.
Предыстория
Мать Волан-де-Морта - волшебница - влюбилась в красивого магла (не волшебника) по имени Том Реддл, приворожила его, в результате чего и был зачат ребенок. Со временем, когда самой колдунье надоело держать возлюбленного "на привязи", приворот сошел, и магл бросил беременную женщину одну. Та дошла до приюта, родила мальчика и умерла, попросив назвать рожденного в честь отца - Том - и в честь деда - Марволо, а фамилию оставить Реддл. Так на свет появился мальчик, зачатый без любви и принесший своим рождением смерть матери. Тот, кому суждено всю жизнь прожить, так и не познав любви, и принести в сердца других людей много ужаса и боли.

читать дальше
Детство Тома Реддла
С самого рождения Том был очень странным мальчиком.
Миссис Коул как бы по рассеянности плеснула себе еще одну солидную дозу. На скулах у нее появились два ярко-розовых пятнышка. Она сказала:
— Мальчик-то со странностями.
— Да, — сказал Дамблдор, — я так и думал.
— И грудным младенцем тоже был странный. Знаете, почти никогда не плакал. А как подрос, стал… совсем чудным.
(Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Уже с первых слов заведующей приюта мы видим, что у Тома ярко выражен звуковой вектор: даже в детстве он не плакал, был тихим, казался "чудным". Смотрим дальше:
— Он пугает других детей.
— Вы хотите сказать: он обижает их? Запугивает?
— Да, наверное, — чуть нахмурилась миссис Коул, — но его очень трудно поймать за руку. Были разные случаи… Очень нехорошие…
Она снова посмотрела на Дамблдора, и, хотя щеки ее пылали, взгляд был прямой и ясный.
— Я думаю, о нем здесь немногие будут скучать. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Теперь мы представляем себе мальчика лучше: Том в свои 11 лет уже вселяет ужас в сердца своих сверстников. Он не терпит, когда с ним спорят, мстительный и мнительный, творит зло в ответ на возможные обиды со стороны других детей:
- по странным обстоятельствам у одной девочки, с которой Том поссорился на кануне, умирает кролик: его находят повешенным на высоком дереве,
- двух других детей, когда весь детский дом выезжает на природу, мальчик заманивает в пещеру и доводит до безумия. Остается только догадываться, какой ужас показал им Том.
Ни один поступок странного мальчика воспитатели не могут доказать: он всегда делает невинный вид паиньки, все отрицает и попробуй-ка придерись или докажи. Из всего выше сказанного напрашивается вывод, что у мальчика был обонятельный вектор. Именно люди с обонятельным вектором, с одной стороны, внушают страх всем окружающим (особенно людям со зрительным вектором), а с другой стороны - "скользкие, как змеи": люди-стратеги, которые все делают "исподтишка", все делают для себя, подставляя остальных. Их никогда не поймаешь за руку: они чувствуют за версту своим нулевым нервом любую опасность. И вот ты к ним приближаешься, пытаясь обличить в дурном поступке, а их как ветром сдуло: уже сидят как ни в чем не бывало на своем месте. "О нем здесь немногие будут скучать", - сразу понятно, что мальчика никто не любит, его боятся не только дети, но и взрослые, поэтому миссис Коул с радостью и облегчением отдает мальчика на опеку волшебнику.
Давайте проследим, как проявляются основные черты Тома при первой встрече с Дамблдором.
Когда Дамблодр, будучи учителем, впервые посещает приют, где жил мальчик, Том относится к нему с подозрением (как и положено обонятельнику), принимает его за врача из сумасшедшего дома, не верит ему, пытается "посмотреть насквозь", командует. Однако, когда он понимает, что Дамблодор - волшебник, его поведение координально меняется:
— Так это… это волшебство — то, что я умею делать?
— Что именно ты умеешь делать?
— Разное, — выдохнул Реддл. Его лицо залил румянец, начав от шеи и поднимаясь к впалым щекам. Он был как в лихорадке. — Могу передвигать вещи, не прикасаясь к ним. Могу заставить животных делать то, что я хочу, без всякой дрессировки. Если меня кто-нибудь разозлит, я могу сделать так, что с ним случится что-нибудь плохое. Могу сделать человеку больно, если захочу. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
— Что именно ты умеешь делать?
— Разное, — выдохнул Реддл. Его лицо залил румянец, начав от шеи и поднимаясь к впалым щекам. Он был как в лихорадке. — Могу передвигать вещи, не прикасаясь к ним. Могу заставить животных делать то, что я хочу, без всякой дрессировки. Если меня кто-нибудь разозлит, я могу сделать так, что с ним случится что-нибудь плохое. Могу сделать человеку больно, если захочу. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Неправда ли жуткое мировосприятие для 11-летнего мальчика? Ему нравится делать больно людям, которые его разозлили, ему нравится страх, ему нравится его дар. Именно благодаря навыку управления животными он заставил кролика девочки взобраться так высоко и спрыгнуть в петлю. Очевидно, свои эксперименты он проводил над всеми детьми в приюте, т.к. ненавидел всех. Обонятельный вектор - это, прежде всего, глубокая непризянь к окружающим. А в сочетании с эгоистичным звуковым вектором, эта неприязнь множится в миллионы раз. Он не просто ненавидит всех, он уже чувствует себя выше всех остальных.

— Он показал свое отвращение ко всему, что сближает его с другими людьми, делает его обыкновенным. Уже тогда он стремился быть другим, отдельным от всех, быть знаменитостью. Как ты знаешь, всего через несколько лет после этого разговора он навсегда отказался от своего имени и придумал личину лорда Волан-де-Морта, за которой и прятался с тех пор. Думаю, ты заметил также, что Том Реддл был абсолютно самодостаточен, не любил ни с кем откровенничать и, по-видимому, у него не было друзей. Ему не требовалась помощь, не нужен был спутник для путешествия в Косой переулок. Он предпочитал действовать в одиночку. Взрослый Волан-де-Морт остался таким же. Многие Пожиратели смерти утверждают, будто пользуются его доверием, приближены к нему и даже — что они понимают его. Они заблуждаются. У лорда Волан-де-Морта никогда не было друзей. Я думаю, ему не нужны друзья. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Уже тогда, при первой встрече с Дамблдором, Том Реддл понял, что не может командовать этим человеком. Он попытался было говорить с ним так, как привык с остальными, но был жестоко поставлен на место:
— Докажите! — потребовал Реддл тем же властным тоном, каким только что приказал: «Говорите правду!»
Дамблдор поднял брови.
— Если, как я полагаю, ты согласен поступить в Хогвартс…
— Конечно, согласен!
— …то ты должен, обращаясь ко мне, называть меня «профессор» или «сэр».
На самое короткое мгновение лицо Реддла сделалось жестким, но он тут же сказал вежливым до неузнаваемости голосом:
— Простите, сэр. Я хотел сказать — пожалуйста, профессор, не могли бы вы показать мне…
(Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Том не умеет слушать, постоянно перебивает других, он слышит только себя (очередная эгоистичная звуковая черта), уважает только себя, но при первой опасности с легкостью меняет свое поведение, подстраиваясь под "полезного человека". Такое резко меняющееся поведение характерно именно для великого стратега - обладателя обонятельного вектора. Более того, в сочетании с кожей этот вектор усиливает свой эффект в сторону "гибкости" поведения и психики. Том не считает ничего плохо в тактике "подстраивания под полезных людей": эта черта ему еще не раз пригодится в последующей жизни.
Еще одна странная особенность мальчика:
В детстве Том Реддл любил собирать своего рода охотничьи трофеи. Ты видел коробку, которую он прятал у себя в комнате. В ней он хранил мелкие вещицы — если угодно, сувениры — на память о жертвах особо неприятных проявлений своей магии. Запомни эту особенность, несколько напоминающую сорочьи повадки, — она будет очень важна для нас в дальнейшем… (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Когда Том Реддл, будучи мальчиком, совершал очередной "эксперимент" над тем или иным человеком, он отбирал у того вещь-трофей. Не крал, а именно отбирал, грабил. "Крадут у сильного, слабого грабят". Том был сильнее всех остальных, т.к. имел дар волшебника, поэтому он именно грабил детей и собирал трофеи в коллекцию. Эта странная клептоманская привычка связана, прежде всего, с наличием неразвитого кожного вектора. Многие дети с кожным вектором занимаются воровством, и если правильно работать с такими детьми, развивать их кожный вектор, то они избавляются от этой привычки. Здесь мы видим такую же привычку, но она останется с Томом на протяжении всей его жизни, только перейдет в более страшные формы.
Уже тогда, в одиннадцатилетнем возрасте, у юного волшебника появляются первые замыслы его гениальной идеи, и уже тогда мы сталкиваемся с главным страхом Волан-де-Морта - страхом смерти:
— Моя мать никак не могла быть волшебницей, иначе она бы не умерла, — сказал Реддл, обращаясь скорее к себе самому, чем к Дамблдору. — Значит, это он. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Эта мысль, что можно, будучи волшебником, добиться бессмертия, появилась еще в приюте. Том развивает ее на протяжении всей своей жизни, и она становится одной из ключевых проблем его личности. Позже мы увидим, что он не только боится смерти, но и боится мертвецов, жертв своих страшных убийств: когда в "Кубке Огня" из его палочки внезапно появляются все его жертвы, он не знает, куда деваться от ужаса: "И он появился... сначала его голова, потом тело... из палочки Волан-де-Морта возникла высокая, с растрепанными, как у Гарри, волосами тень Джеймса Поттера. Волан-де-Морт смертельно побледнел от страха перед своими жертвами, которые кружили вокруг него". (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня")
Страх смерти - самый главный страх людей со зрительным вектором, он же и определяет жизнь человека с вектором обонятельным: любой ценой выжить. Был ли у Тома зрительный вектор? Очевидно, что нет. "Он никогда не обладал способностью любить", - позже скажет Дамблдор. Том не мог сострадать и сочувствовать. А, тем не менее, любовь и есть определяющее чувство зрительного вектора. С другой стороны, можно предположить, что зрительный вектор у Волан-де-Морта так и остался неразвитым и застыл на состоянии "страх" и проявлялся лишь как любовь к неодушевленным предметам (тем самым, из которых этот волшебник изготовит крестражи) и вера в пророчества. Можно также предположить, что, узнав историю своей матери, Том делает вывод, что любовь - это, прежде всего, зависимость, делающая людей уязвимыми и слабыми. Выбирая между любовью и желанием быть бессмертным, мальчик выбирает второе и навсегда захлопывает дверь в свое сердце для "чувства дураков", все глубже погружаясь в страх.
Стоит также вспомнить о еще одной особенности Волан-де-морта - умении разговаривать со змеями, каким обладал до этого лишь сам Салазар Слизерин - дальний предок Тома. Способность понимать язык змей, передающаяся по наследству, можно отнести к еще одному проявлению звукового вектора.
- На самом деле его способность разговаривать со змеями тревожила меня гораздо меньше, чем его явная склонность к жестокости, скрытности и тиранству.
(Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")Тут мы видим, что у юного мальчика уже проявляется уже фрустрирующий анальный вектор, из-за которого и появляется склонность к тирании.
Годы, проведенные в Хогвартсе.

Итак, невероятно одаренный мальчик, Том Реддл, обладающий зрительным-звуковым-обонятельным векторами сверху, а также кожным и анальным снизу, поступил в Хогвартс. Конечно, с такими данными, его ждал большой успех:
Седьмой курс он завершил с высшими, как ты и мог бы ожидать, оценками по каждому сданному им предмету. Все его однокурсники ломали головы над тем, какой вид деятельности им избрать, выйдя из Хогвартса. Том Реддл был старостой, лучшим учеником, лауреатом Специальной премии за заслуги перед школой, и все ожидали от него чего-то особенно блестящего. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Все учителя были влюблены в мальчика, все однокурсники завидовали его успехам и тянулись к нему, как к личности незаурядной. Он вызывал восхищение, и никто не знал, что...
- Именно он подставил своего "друга" Хагрида, рассказав директору, что именно Хагрид ухаживает за гигантским пауком, который, возможно, и был причиной загадочного убийства девочки в Хогвартсе. Как позже мы выясним, к смерти девочки был причастен именно Том Реддл, открывший в первый раз тайную комнату и приказавший змее напасть на жертву. "Только мое слово было против Хагрида, - смеется Том, и, конечно, ему поверили, да еще и награду вручили, - Кажется, только преподаватель трансфигурации Дамблдор не верил, что Хагрид виновен. Он уговорил Диппета оставить Хагрида в школе, выучить его на лесничего. Да, пожалуй, Дамблдор мог догадаться… Ему я никогда не нравился, как другим учителям…" (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Тайная комната")
- За время своей учебы Том узнает у преподавателя зельеварения, как стать бессмертным: нужно всего лишь расщепить свою душу на осколки. Совершая убийство, волшебник расщепляет душу и заключает часть в предмет, называемый крестражем. Именно тогда у Тома появляется безумная идея: расщепить душу на целых 7 частей и заключить в крестражи: тогда он и достигнет бессмертия!
— Да, сэр, — сказал Реддл. — Я, правда, одного не понимаю… Мне просто любопытно, много ли проку от одного-единственного крестража? Не лучше ли, чтобы обрести побольше силы, разделить душу на несколько частей? Ну, например, разве семь — не самое могучее магическое число и разве семь…
— Клянусь бородой Мерлина, Том! — возопил Слизнорт. — Семь! Неужели мысль об убийстве даже одного человека и без того недостаточно дурна? Да и в любом случае… разделить душу надвое — уже плохо, но разорвать ее на семь кусков!..
Теперь Слизнорт выглядел совсем растревоженным, он смотрел на Реддла так, словно никогда прежде его не видел, и Гарри понимал — Слизнорт сожалеет о том, что вообще ввязался в этот разговор.
— Разумеется, — пробормотал он, — наша беседа всего лишь гипотетична, не правда ли? Чисто научное…
— Да, сэр, конечно, — поспешно ответил Реддл.
(Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
- Еще находясь в школе, Том меняет свое "магловское имя" на прозвище "Лорд Волан-де-Морт" и начинает собирать соратников. Обратите внимание именно на титул, которым называет себя юноша - Лорд - такие прозвища обычно характерны именно для звуковых людей, обладающих эгоизмом и смотрящие на всех прочих свысока. Когда Том узнает настоящую историю своего происхождения (о том, что его отец-магл бросил его мать только из-за того, что она колдунья), в нем начинает расти глубокая обида и неприязнь ко всем неволшебникам. Он, как и полагается обладателям анального вектора, начинает резко противопоставлять в своем представлении понятия "грязная кровь" - "чистая кровь", растет презрение ко всем обладателям "грязной крови": будь то полукровки по происхождению или маглы. "Грязнокровки" - так называет Волан-де-Морт всех, в чьих жилах течет кровь неволшебников, а тех, кто по природе магл, но обладает способностями к магии, он ненавидит особенно. Свое происхождение Том скрывает среди соратников: не всякий знает, что он сам полукровка, да и кому это нужно. Он - Лорд, в чьих жилах течет кровь самого Салазара Слизерина, а наличие отца-магла не должно никого волновать. Позже Волан-де-Морт находит своего родного отца и убивает, навсегда порвав кровную связь с "грязной кровью". Тут мы видим проявление анального вектора: во-первых, разделение на гряязное-чистое, во-вторых, обида длиною в жизнь, в-третьих, месть и тирания.

Превращение из Тома Реддла в Волан-де-Морта
Анальный вектор также определяет и стремления Волан-де-Морта: сразу после окончания школы он просит директора принять его на работу в качестве преподавателя Защиты от Темных искусств, но получает отказ из-за возраста. Чуть позже Дамблдор отговаривает тогдащнего директора допускать Тома Реддла до детей: "...став преподавателем, он получил бы влияние, огромную власть над юными волшебниками и чародеями... Я и на миг не поверил бы, что Волан-де-Морт собирался провести в Хогвартсе весь остаток своих дней, думаю, однако, что он видел в школе еще и вербовочный пункт, место, в котором он сможет приступить к созданию своей армии". (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Получив отказ, Волан-де-Морт идет работать в лавку древних магических вещей. Ему поручают работу, которая подстать набору его векторов: "Волан-де-Морта посылали к людям, которых нужно было уговорить расстаться с тем или иным сокровищем, уступить их владельцам магазина для последующей продажи, и по всем свидетельствам, он вел такие переговоры на редкость хорошо". (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Общаясь с клиентами, Том обнаруживает некоторые драгоценности, которые необходимы именно ему: фамильные ценности основателей школы Хогвартс. Для того, чтобы заполучить их, он идет на убийство:
"На этот раз, как ты видел, он убил не из мести, но ради выгоды. Он пожелал завладеть двумя баснословными сокровищами, которые показала ему несчастная, одураченная им старуха. И точно так же, как он обворовывал детей в сиротском приюте, как завладел кольцом своего дяди Морфина, точно так же он скрылся теперь с чашей и медальоном Хэпзибы". (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")
Неразвитый кожный вектор снова дает о себе знать: Волан-де-морт снова грабит честных волшебников. Чем больше он совершает убийств, тем более он утрачивает свой человеческий облик. Возможно, именно в это время Том начинает реализовывать свою безумную мечту о бессмертии и постепенно делает один за другим крестражи.
Постепенно все человеческое, все то, что было от Тома, в нем умирает:
И все же оно не было больше лицом красавца Тома Реддла. Это лицо казалось обожженным, черты утратили резкость, стали словно восковыми, перекошенными; белки глаз теперь уже навсегда налились кровью, хотя зрачки и не превратились пока в узкие щели, какими (как было известно Гарри) им предстояло стать. Длинная черная мантия окутывала Волан-Де-Морта, а лицо его было таким же белым как снег, поблескивавший у него на плечах. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Принц-Полукровка")

Добавлю, что чем больше Волан-де-Морт совершал убийств, расщепляя свою душу на части, тем больше он убивал в себе зрительный вектор, суть которого - "антиубийство": он еще сильнее утрачивал способность любить и еще сильнее впадал в состояние "страх". Теперь Том получает удовольствие от страха: неудивительно, что его питомец - это огромная змея Нагайна, а себе в соратники он выбирает дементоров, существ, питающихся положительными эмоциями и заставляющих человека испытывать страх, и великанов, одних из самых уродливых и страшных и беспощадных созданий на Земле. Рядом с дементорами Волан-де-Морт чувствует себя в своей тарелке: после расщепления души у него нет положительных эмоций, только страх и ненависть.
Неразвитый зрительный вектор еще и заставляет Волан-де-Морта поверить в пророчество и своими собственными руками создать того, кто в итоге стал причиной его смерти.
Все прислужники Лорда - кучка таких же, как и он, людей, пребывающих в состояниях фрустрации: это и оборотень Фенрир Сивый с педофилическими наклонностями (нападает исключительно на детей) - фрустрированный анальный вектор, и сумасшедшая фанатичка Белатриса - неразвитый зрительный вектор, и многие другие, кто либо испытывает такие же фрустрации, либо просто ужасно боится Волан-де-Морта и, чтобы сохранить свою жизнь в будущем, решает присоединиться сейчас (кожный вектор). Всех этих людей Том Реддл называет своей "семьей", хотя относится к ним, все же, как к подданным.
— Послушать только, как я тут рассказываю историю моей семьи... — тихо заметил он. — Похоже, я становлюсь сентиментальным... Смотри, Гарри! Вот возвращается моя настоящая семья...
Внезапно ночную тишину нарушил шорох развевающихся мантий. Среди могил, под огромным тисом, везде, где была тень, возникали фигуры волшебников. Все они были в масках, на головах у них были капюшоны. Один за другим они двигались к ним... медленно, осторожно, как будто не веря своим глазам. Волан-де-Морт молча стоял посреди кладбища и глядел на них. Наконец один из Пожирателей смерти упал на колени, подполз к Волан-де-Морту и поцеловал подол его черной мантии.
— Хозяин... хозяин... — пробормотал он. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня")

Как бы ни называл Волан-де-Морт всех Пожирателей смерти своей семьей, он их наказывает и убивает нещадно: за проваленные задания или просто в порыве ярости. Обонятельный Волан-де-Морт умеет читать мысли своих подданых: он знает о всех их помыслах и, когда чувствует предательство, измену или сомнение, жестоко расправляется. Конечно, Том строит из себя "милосердного господина" и часто "милует" провинившихся, но он это делает только потому, что все они ему нужны, что без своей армии он не сможет осуществить свою идею по избавлению мира от грязнокровок. Носитель обонятельного вектора, Волан-де-Морт, так обеспокоенный своей жизнью, не может себе позволить переубивать соратников: один он не выживет, да и, став Лордом, он постепенно отвык выполнять все "сам": теперь он в редких случаях делает что-то собственноручно, предпочитая всю грязную работу сваливать на плечи Пожирателей. Всех людей и волшебников Том рассматривает с позиции "полезности": он никогда не позволит тому или иному человеку умереть, пока тот может принести хоть какую-то пользу.
Исходя из все выше сказанного, мне представляется верным исключить наличие уретрального вектора у Тома Реддла: если бы таковой был, то Волан-де-Морта не было, а, точнее, он бы не действовал столь радикальными способами, истребляя волшебников и неволшебников. Уретральный вектор -это, прежде всего, направленность на объединение людей, а не на их истребление, это умение прощать и воздавать по заслугам и недостаткам. Реддл таким не был. Как же он смог объединить вокруг себя столько людей, не имея уретрального вектора?
Во-первых, необязательно быть "вождем" по природе, чтобы повести за собой людей.
Во-вторых, обонятельные способности стратега и тактика Волан-де-Морта позволяли склонить на свою сторону многих.
В-третьих, выдающиеся способности юного Тома не могли не притянуть его сверстников, которые и составили основной косяк Пожирателей смерти.
В-четвертых, Лорд Волан-де-Морт был отличным оратором: его слова заставляли других идти за ним на смерть. Смею предположить наличие орального вектора.
В-пятых, как уже сказано выше, к Волан-де-Морту тянулись лишь "его поля ягодки": такие же, как и он, несчастные, нереализованные волшебники в состоянии фрустраций и страха. Более того, его сумасшедшие звуковые идеи не могли привлечь толпы фанатиков со слабо развитым зрительным вектором.
Итак, перед нами постепенно развернулась история мальчика-волшебника с очень большим потенциалом, но с очень печальной судьбой: зацикленность на страхе смерти не дала жить спокойно Тому Реддлу и стала навязчиво преследовать:
Я был вырван из тела, я стал меньше, чем дух, чем самое захудалое привидение... но все-таки я был жив. Чем я был, не знаю даже я... Я, который дальше кого-либо прошел по тропе, ведущей к бессмертию. Вы знаете мою цель — победить смерть. (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня")
Все его вектора подчинялись обонятельному: "Выжить во что бы то ни стало".
— Мы оба знаем, что есть другие способы погубить человека, Том, — негромко отозвался Дамблдор, продолжая наступать на Волан-де-Морта, словно ничто на свете не могло испугать его, словно никакие вражеские усилия не могли остановить эту спокойную поступь. — Готов сознаться, что я не получил бы удовлетворения, попросту отняв у тебя жизнь...
— Нет ничего хуже смерти, Дамблдор! — прорычал Волан-де-Морт.
— Ты ошибаешься, — возразил Дамблдор, по-прежнему приближаясь к Волан-де-Морту; тон его был так небрежен, будто они собрались поболтать за кружечкой пива. Гарри было страшно смотреть, как он идет на врага, и не думая защищаться, — он хотел крикнуть, предостеречь седовласого волшебника, но безголовый страж оттеснял Гарри к стене, пресекая все его попытки вырваться на свободу. — Что ж, твоя неспособность понять, что в мире есть вещи, которые гораздо хуже смерти, всегда была твоей главной слабостью... (Дж. Роулинг "Гарри Поттер и Орден Феникса")
Том Реддл, всегда с презрением относившийся к мысли Дамблдора, что главная и самая сильная магия -это любовь, так и умирает в состоянии страха, не полюбив ни одного человека. Более того, Волан-де-Морт даже не допускает мысли, что остальные могут любить, и совершает ряд тотальных ошибок, которые и привели его к уничтожению (об этом в следующих частях).

Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Спасибо)