Системно показаны Звук и Зрение...
Очень ярко и точно показан звуковой вектор (подавленный, нереализованный) главной героини Джастин, присущий ему эгоцентризм, далекость от всего земного, неспособность наполниться материальным. Будучи в плохом состоянии, она тяготится людьми и самой жизнью.
Свадьба зрительного Майкла и звуковой Джастин.
Непонятно, как вообще они оказались вместе, это совершенно чужие и далекие друг от друга люди. Она несколько раз сбегает посреди торжества, то запрокинув глову, смотрит на ночное небо, то ищет уединения в ванной, совершенно не заботясь о том, что кто-то подумает или скажет. Этот праздник жизни ей чужд, она понимает, что нет ничего в этой жизни, что могло бы дать ей ощущение осмысленности, ей ничто не интересно, она не получает радости, ни от отношений с мужчиной, ни от своей работы, где она считается очень успешной. Она не ценит то, что имеет, звук не наполяется материальным, успехом, любовью.. в ее душе мучительная пустота... она не находит себя среди людей, не ощущает радости там, где все ее ощущают.. чувствуя отвращение к продолжающемуся притворству, она бросает вызов всем, она покидает праздник, а потом жениха, высказывает все, что думает своему работодателю.. о каком зароботке можно говорить, когда зияющей пустотой болит душа? она теряет работу.. не думая о том, как жить эту физическую жизнь дальше, она разрушает все, что у нее было...
...Хорошо видно, что зрительный жених не дотягивает до своей звуковой невесты, что она больше, крупнее его по сути, видна его растерянность и беспомощность что либо изменить, когда он понимает, что она пренебрегает им, по сути бросет его в свадебный вечер, ведомая своей тоской по чему-то настоящему, чему-то ради чего стоило бы жить... его мечты об общем доме и детях, далеки ей.. они говорят на разных языках, жувут разными ценностями как в параллельных измерениях, где точек соприкосновения нет... Звук...
Рядом с Джастин ее зрительная сестра Клер.
Ярко показан контраст Зрения и Звука, различие их ценностей и состояний. Внимательная и чуткая Клер, она всегда рядом, когда сестре плохо, хотя суть этого "плохо" она не понимает, она просто сочувствует, она просто рядом, когда изнеможденную Джастин приводит такси и она не способна дойти до кровати (результат звуковой депрессии), она выхаживает сестру как ребенка, а та не может даже есть, ощущая в мясе вкус золы...она как живой труп и только по одной причине - ей нет ради чего жить. Отсутствие смысла доводит звукового человека до крайней степени отчаяния и опустошения, когда физическая жизнь в любом ее проявлении ощущается как мучительная необходимость.
Погасшая Джастин оживляется и преображается, лишь узнав о скорой катастрофе: к Земле приближается планета Меланхолия, которая неминуемо столкнется с Землей... Джастин готовится к этому как к причастию, как к встрече с давно желанным... Звук, где ценность жизни отсутствует, где первична Идея, где без смыла, воплощенного в Идею, смерть кажется выходом, обходным путем и избавлением от бремени тела, освобождением души к вечной жизни.. в ней нет жалости: Земля -обитель зла - говорит она. Таков приговор Звукового вектора жизни, в которой нет смысла, жизни, где Звук не сумел создать Идею, ради которой стоило бы жить и именно это неминуемо станет причиной катастрофы...
И контраст со зрительной Клер, которая при мысли о возможной смерти совсем теряет самообладание. Страх зрительного вектора, где жизнь - наивысшая ценность. Клер ищет поддержки и находит ее у своего звуко-зрительного мужа, он бережет ее, чтобы она не узнала правды о приближающейся катастрофе. Сам он не отрывается от телескопа, с возбуждением наблюдая приближение планеты..после смерти мужа Клер лишается опоры, она мечется в страхе, пытаясь облегчить себе состояние чисто зрительными методами - пытается уехать в деревню (быть среди людей), просит о поддержке свою сестру, но в Джастин нет сочувствия, в ней жестокая (в зрительном понимании) уверенность, что Земля и люди достойны лишь надвигающейся катастрофы. Она откликается только на чувства звуко-зрительного сына Клер, помогая ему преодолеть страх, она строит с ним магическую пещеру, которая защитит их...
Продолжение читайте на форуме.
Меланхолия. Фильм Ларса фон Триера. Системный взгляд
yburlan
| суббота, 13 августа 2011