• Сочетание верхних векторов/психотипов (звук, зрение, обоняние, оральность) с кожным вектором может создавать "комплексы" - негативные жизненные сценарии. Недоразвитый кожный вектор проявляется в нерациональных запретах и ограничениях. А выражает их вовне через верхние вектора. Вот и получается... Кожа+звук - комплекс фанатика. Кожа+оральность - комплекс скандалиста. Кожа+обоняние - комплекс ведьмы. Кожа+зрение - комплекс "бабочки" или виктимологический комплекс.

Анальность+зрение
- тоже своеобразный жизненный сценарий. Его нельзя назвать негативным, как с кожным вектором, но и тут есть свои нюансы. Комплекс послушного, старательного, исполнительного, в общем во всех отношениях "хорошего" мальчика...

«Маменькин сынок», «женат на маме» - так его именуют. Несчастного "взрослого ребенка", обладателя анального и зрительного векторов. Единственная настоящая женщина в его жизни - это его кожно-зрительная мать. Она командует, принимает за него решения, манипулирует его зависимостью от похвалы, послушанием и готовностью делать всё, как говорят. Но нужно понимать, что это всегда двухсторонняя связь. Здесь замешана не только мать, у сына есть потребность в такого рода отношениях. И не всегда такие отношения приводят к формированию реального психологического комплекса. В какой же ситуации это может происходить?


Изначально такой сценарий закладывается нездоровым состоянием векторов мамы. Нереализованный кожный вектор заставляет ее чересчур чрезмерно ограничивать и понукать сыном. А неразвитое зрение манипулирует эмоциональной связью с ребенком для собственного удовлетворения. Ребенок становится "вечной жертвой" ее эмоциональных раскачек. Другая сторона отношений - анально-зрительный ребенок, который очень любит маму и накрепко привязан к ней. Похвала для такого ребенка - лучшая награда, и мама легко манипулирует и похвалой, и любовью. В этом и заключается неосознанный сговор двух сторон: ребенок, ждущий похвалы, и мама, готовая предоставить эту похвалу, манипулируя ей в свою пользу.

Ребенок присваивает себе устойчивое желание делать то, что нравится другим. Однако этот сценарий может по-разному пойти: будет ли это постоянная, легко узнающаяся по взгляду, потребность «люби меня» и «все за похвалу» или это будет классический негативный сценарий «женатый на маме», зависит от дополнительных факторов.
• Подробнее эта проблема рассматривается в статье Маменькин сынок или Комплекс "хорошего мальчика"

Отличная иллюстрация к статье про комплекс хорошего мальчика - «Маленькие комедии большого дома», советский фильм-спектакль 1974 года, ретро-комедия в постановке Московского театра Сатиры по интермедиям А. Арканова и Г. Горина, в постановке В. Плучека, А.Миронова, А. Ширвиндта. Он включает в себя пять одноактных пьес, объединенных текстом сквозного конферанса, и множество точных, узнаваемых наблюдений за жителями нового дома.

В первом сюжете «Смотровой ордер» смотреть квартиру приходит пара, анально-зрительный сынок и его кожно-зрительная мама. С ними пришла еще и его невеста, но ее как будто и нет. По крайней мере, для мамы и ее сына…



Также типичный «маменькин сынок» (Шурик) описан в рассказе Л. Улицкой «Искренне Ваш Шурик»: «…Вера давно уже, с самого отъезда Лены и Марии, лелеяла мысль о женитьбе Шурика. Она бы не возражала против Светланы: девушка, конечно, своеобразная, но сдержанная, воспитанная, рукодельница. И Шурика любит. Родили бы девочку… Марию, разумеется, никто не заменит, но было бы рядом милое существо… Странно, что всякий раз, когда Вера заговаривала об этом с Шуриком, он обнимал ее, целовал в макушку и шептал на ухо: «Веруся! И не думай! Я бы женился только на тебе. Но второй такой нет!...»
• Прочитать рекомендуемый отрывок из книги можно в теме "Системный читальный зал" по ссылке